Коллеги,
с 1 января госпожнадзор, госсанэпиднадзор и прочая действующая от имени государства и народа чиновная братия сможет самостоятельно во внесудебном порядке приостанавливать работу организаций без решения суда сроком до 90 суток.
Эта коррупциогенная новация в КоАП РФ была внесена Федеральным законом от 23.07.2010 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Как видно из названия Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ, указанное нововведение было принято под предлогом повышения безопасности опасных промышленных объектов. Однако Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривал ограничение применения административного приостановления деятельности организации только опасными промышленными производствами и эта мера применялась и применяется и в отношени некоммерческих, в том числе общественных, в том числе благотворительных организаций.
Федеральным законом от 23.07.2010 N 171-ФЗ ограничение применения административного приостановления деятельности организации только опасными промышленными производствами введено не было.
Так что к некоммерческим организациям эта новация тоже имеет непосредственное отношение. Говоря об этом надо иметь в виду следующее.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в качестве одного из видов административного наказания предусматривает административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (п. 9 части 1 статьи 3.2 и статья 3.12).
Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.
Административное приостановление деятельности применяется, в том числе за правонарушения, предусмотренные статьями:
5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда;
6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта;
7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав;
13.21. Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации;
18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);
19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии);
19.21. Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним;
20.4. Нарушение требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 ст. 3.12. КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
По сути, административное приостановление деятельности является мерой направленной прежде всего на прекращение совершения правонарушения, за которое оно предусмотрено. Это выходит за рамки целей административного наказания, предусмотренных ст. 3.1 КоАП РФ.
При этом назначение данного вида административного наказания недостаточно четко регламентировано. Предусматривая приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (часть 1 ст. 3.12), КоАП РФ не предусматривает в каких случаях должна приостанавливаться, например, вся деятельность юридического лица, а в каких - только подразделений, производственных участков или отдельных агрегатов, объектов или отдельных видов деятельности.
Кроме того, КоАП РФ не учитывает, что деятельность некоммерческих организаций (например, общественных и благотворительных), как правило, строится по программному (проектному) принципу. Вопрос о том, является ли программа (проект) структурным подразделением такой организации законодательством не урегулирован.
Законодательная неурегулированность этих вопросов создает предпосылки для произвольного толкования и применения соответствующими чиновниками и судьями норм об административном приостановлении деятельности и, как следствие, предпосылки для возникновения коррупционных отношений.
С учетом сказанного выше, указанная новелласоздает дополнительные угрозы для оппозиционных организаций (*), как в контексте предстоящих выборов федерального уровня, так и в контексте "локальных" взаимодействий с властями, например, по градостроительным, планировочным, землеустроительным, социальным и тому подобным "неполитическим" вопросам.
Теперь, чтобы парализовать деятельность организации, достаточно воли исполнительной власти.
*) Примечание. Говоря об оппозиционности организаций следует помнить, что даже самые сервильные организации типа инвалидных, ветеранских, многодетных и т.п. в определенных условиях и ситуациях ведут себя как оппозиционные и правозащитные. Волна протестов, последовавшая за законом о так называемой "монетизации льгот" это наглядно показала.
С уважением,
Игорь Карлинский
В связи с массовыми задержаниями 26 марта 2017 года на митингах против коррупции Правозащитный совет требует прекратить административное и уголовное преследование участников акций по всей стране.
Адвокаты, участники Правозащитного совета, представляют интересы пострадавших от пыток в Карелии. Заявление с требованиями к ОНК Карелии, Уполномоченным по правам человека России и Карелии, Генеральному прокурору РФ и Председатель СК РФ воздействовать на ужасающую ситуацию.
Подписаться Отказаться |