Концепция развития взаимодействия органов внутренних дел
с институтами гражданского общества
I. Общие положения
1.1. Концепция развития взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества (далее именуется - Концепция) представляет собой позицию органов внутренних дел относительно целей, задач, принципов, приоритетных направлений совершенствования взаимодействия с институтами гражданского общества и механизма его реализации. Под взаимодействием в рамках настоящей Концепции понимается объединение усилий органов внутренних дел и институтов гражданского общества (их представителей) с целью решения задач по обеспечению защиты прав и свобод граждан, обусловливающее изменение состояния, форм и методов деятельности данных субъектов в указанной области.
Концепция исходит из необходимости реализации модернизационных подходов к организации прямой и обратной связи с гражданским обществом, способствующих максимальному использованию его потенциала в сфере борьбы с преступностью, обеспечению правопорядка, прав и свобод граждан и одновременно установлению общественного контроля над сферой деятельности органов внутренних дел. Организация взаимодействия органов и учреждений внутренних дел с населением, общественными объединениями и другими представителями гражданского общества рассматривается важнейшим направлением их работы.
1.2. В настоящее время сотрудничество с общественными организациями в целом осуществляется в форме компромиссного взаимодействия, с сохранением достаточной степени автономности, независимости и самостоятельности сторон в своей деятельности. Эффективность взаимодействия сторон во многом зависит от его конкретных участников, что предопределяет наличие разнонаправленных тенденций в выстраивании отношений между органами внутренних дел и представителями гражданского общества.
Идеология органов внутренних дел в отношении взаимодействия с институтами гражданского общества направлена на развитие партнерских отношений в форме сотрудничества, т.е. на объединение усилий по достижению поставленных целей, на более глубокое понимание существующих проблем и установление необходимого уровня доверия между участниками взаимодействия. Именно на формирование партнерских отношений должны быть направлены усилия представителей взаимодействующих сторон, реально заинтересованных в достижении положительных для общества изменений в сфере деятельности органов внутренних дел.
1.3. Настоящая Концепция должна стать основой:
организации системного взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества, деятельность которых направлена на развитие отношений общественно-государственного партнерства;
выработки эффективных мер организационно-правового, информационного, культурно-воспитательного, научно-методического характера для органов внутренних дел по всем направлениям их взаимодействия с институтами гражданского общества;
организации комплекса совместных мероприятий, направленных на повышение качества оказания органами внутренних дел государственных услуг населению, повышение степени защищенности граждан от противоправных посягательств и уровня доверия граждан к органам внутренних дел;
организации взаимодействия при разработке и реализации целевых программ и планов организации деятельности органов внутренних дел, применительно к направлениям их деятельности и с учетом особенностей региона;
разработки методов учета результатов взаимодействия;
разработки, апробации и реализации новых направлений и форм взаимодействия.
1.4. Правовую основу Концепции составляют: общепризнанные принципы и нормы международного права, заложенные в Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества, Всеобщей декларация прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав и основных свобод и других международных правовых актах; Конституция Российской Федерации; Законы Российской Федерации: от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»; иные нормативные правовые акты Российской Федерации, включая ведомственные нормативные акты МВД России.
II. Современная ситуация в области взаимодействия институтов гражданского общества и органов внутренних дел
Следствием укрепления демократических основ современного российского государства стало формирование в нем институтов гражданского общества и все более возрастающий рост их влияния на различные стороны общественной жизни, включая деятельность правоохранительных органов.
Как социальный институт, гражданское общество объективно нацелено на активное сотрудничество с государством в решении наиболее сложных политических и социально-экономических задач и служит социальным индикатором эффективности выполнения органами государства своих функций. Поэтому обеспечение системного взаимодействия между органами власти и институтами гражданского общества рассматривается в качестве важнейшего условия эффективного управления в демократическом обществе.
Несмотря на сложности процесса формирования гражданского общества, все отчетливее стала проявляться тенденция расширения взаимодействия государственных структур с гражданским обществом, значительная часть которого настроена на выстраивание конструктивных отношений с органами государства, включая и органы внутренних дел.
Как показывает международный опыт, именно на пути развития такого взаимодействия возможна существенная корректировка направления деятельности правоохранительных органов в сторону реальной защиты интересов личности, общества и государства, обеспечить которую на надлежащем уровне невозможно без выстраивания отношений эффективного общественно-государственного партнерства, без обеспечения высокого уровня доверия граждан к правоохранительным структурам. Неразвитость таких отношений в России крайне отрицательно влияет на решение других острейших проблем, стоящих перед обществом и государством в настоящее время и требующих безотлагательных и одновременно эффективных действий. Данное обстоятельство позволяет рассматривать борьбу с преступностью и охрану общественного порядка в качестве общенациональных, политически и социально значимых задач, решение которых должно обеспечиваться не только государством, но и усилиями гражданского общества и населения в целом. Общественные объединения, иные некоммерческие организации, являясь продуктом и одновременно условием развития гражданского общества, выполняют функции гражданской социализации, способствуют развитию политической и правовой культуры всего общества, выстраиванию новых форм взаимоотношений с органами внутренних дел и оказанию конкретной помощи при выполнении поставленных перед ними задач.
Несмотря на то, что к настоящему моменту в основном уже сложилось осознанное понимание необходимости объединения усилий гражданского общества и органов внутренних дел, общественно-государственное партнерство в этом направлении только начинает формироваться.
Положительному разрешению сложившейся ситуации мешает и утрата в начале-середине 90-х годов прошлого века созданной в советский период системы связей между органами внутренних дел и общественностью. Негативную роль играет и то обстоятельство, что такие институты гражданского общества, как политические партии, профессиональные союзы, средства массовой информации, зачастую не ориентированы в своей деятельности на конструктивное взаимодействие с органами внутренних дел.
Между тем сотрудничество органов внутренних дел с институтами гражданского общества в деле борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан - задача, имеющая ярко выраженное общественно-политическое значение. При этом уровень такого взаимодействия, с одной стороны, характеризует меру эффективности управленческой деятельности в органах внутренних дел в условиях демократизации общественных отношений, а с другой - является критерием развитости самого гражданского общества, уровня его политико-правовой культуры, активности населения. Именно посредством взаимодействия с органами внутренних дел в форме общественно-государственного партнерства население через различные общественные формирования получает дополнительную возможность для более эффективной реализации своих законных интересов, осуществления общественной правоохранительной деятельности в соответствии с действующим российским законодательством.
Наличие закономерной связи между уровнем указанного взаимодействия и состоянием правопорядка, защищенности личности, общества и государства определяет необходимость концептуального оформления такого взаимодействия.
III. Цель, задачи и принципы взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества
Целевыми ориентирами развития взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества являются:
повышение уровня защиты прав и свобод граждан в сфере деятельности органов внутренних дел посредством развития взаимодействия с институтами гражданского общества;
повышение уровня открытости и прозрачности деятельности органов внутренних дел;
формирование системы общественно-государственного партнерства в сфере деятельности органов внутренних дел;
расширение участия гражданского общества в решении комплексных, социально значимых задач, стоящих перед органами внутренних дел;
повышение уровня доверия граждан к органам внутренних дел.
Достижение указанных целей обеспечивается посредством решения следующих задач:
совершенствование правовых основ развития взаимодействия;
совершенствование организационных условий развития
взаимодействия;
улучшение материальных условий развития взаимодействия;
информационное обеспечение процесса взаимодействия и его результатов;
популяризации среди сотрудников органов внутренних дел, представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций необходимости такого взаимодействия.
Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества осуществляется на основе следующих приоритетных принципов:
неуклонное соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права в области защиты прав и свобод человека;
комплексность и системность в принятии и реализации социально-экономических, правовых, организационных, культурно-воспитательных и иных мер, направленных на расширение сферы взаимодействия;
консолидация усилий на приоритетных направлениях совместной деятельности в области правоохраны и защиты прав граждан;
понимание и уважение законных интересов сторон взаимодействия, обеспечение баланса интересов органов внутренних дел и представителей гражданского общества;
социальное партнерство в процессе осуществления мер по повышению уровня защиты прав и свобод граждан;
коллегиальность в выработке совместных решений;
оказание взаимной поддержки субъектами взаимодействия;
открытость в реализации совместных задач, обеспечение открытости и доступности информации о принимаемых мерах;
адекватность форм и методов взаимодействия уровню развития общества.
IV. Основные направления развития взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества
4.1. Совершенствование правовых условий развития взаимодействия
осуществляется за счет:
оптимизации нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества;
участия сторон взаимодействия в разработке, экспертизе и правовом анализе нормативных правовых актов, регулирующих вопросы указанного взаимодействия;
участия в проводимых сторонами взаимодействия мероприятиях, посвященных рассмотрению правовых вопросов, связанных с проблемами взаимодействия (семинарах, конференциях, «круглых столах» и т.д.);
проведения массовых мероприятий, направленных на повышение правовой культуры населения в целом.
4.2. Совершенствование организационных условий развития
взаимодействия осуществляется за счет:
обеспечения эффективной работы различных общественных советов и других консультативных и совещательных органов, действующих при органах внутренних дел;
участия представителей органов внутренних дел в деятельности различных общественных образований при органах государственной власти (рабочих групп, общественных, консультационных и научно-консультационных советах);
совершенствования форм отчетности органов и учреждений внутренних дел перед населением по результатам проделанной работы;
разработки и реализации эффективных механизмов и новых форм общественного участия в процессе выработки и реализации государственной политики в сфере деятельности органов внутренних дел;
содействия развитию институтов гражданского общества, обеспечению их участия в подготовке общественно значимых решений органов внутренних дел, формировании и реализации целевых программ, а также программ развития отдельных направлений деятельности органов внутренних дел;
принятия в пределах своей компетенции и порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по привлечению различных государственных органов, организаций, а также представителей гражданского общества к решению комплексных задач, стоящих перед системой МВД России;
анализа состояния и динамики развития общественного сектора в России, в том числе оценки степени готовности представителей гражданского общества к взаимодействию с органами внутренних дел;
оценки степени готовности различных подразделений органов внутренних дел к партнерским отношениям с институтами гражданского общества;
организации и обеспечения проведения мониторинга практики осуществления взаимодействия, ее комплексного анализа, выявления, обобщения положительного опыта и расширения сферы применения указанного взаимодействия;
выявления возникающих проблем, возможностей их разрешения, разработки прогнозов в отношении приоритетных областей развития взаимодействия;
организации участия в проведении совместных мероприятий руководителей органов и учреждений внутренних дел и общественных объединений (иных некоммерческих организаций);
долгосрочного планирования процесса взаимодействия, создания механизма контроля над реализацией совместно принятых решений, подведение итогов совместно выполненных проектов (мероприятий);
формирования и развития традиций устойчивого, направленного на достижение социально значимых результатов сотрудничества органов внутренних дел и гражданского общества;
создания эффективного механизма взаимодействия подразделений органов внутренних дел с институтами гражданского общества по проблемам оценки деятельности милиции, повышения уровня доверия граждан;
развития существующих и создания новых форм взаимодействия.
4.3. Совершенствование материальных условий взаимодействия осуществляется за счет:
поддержки совместной социально значимой и общественно полезной деятельности, с использованием имеющихся в распоряжении сторон ресурсов и средств;
создания механизма стимулирования деятельности сотрудников органов внутренних дел, направленной на взаимодействие с представителями гражданского общества и поощрения сотрудников органов внутренних дел, достигших в результате взаимодействия более высоких социально значимых результатов;
проведения мероприятий, направленных на информирование участников взаимодействия, о порядке и видах предоставления материальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством;
создание условий для совместного участия в проектах, направленных на достижение указанных выше целей;
грантовой поддержки деятельности, направленной на достижение социально значимых результатов в сфере деятельности органов внутренних дел.
4.4. Информационное обеспечение процесса взаимодействия и его результатов осуществляется за счет:
информирования населения о процессе развития взаимодействия;
размещения на телеканалах и радиоканалах, интернет-сайтах общественно-публицистических, информационно-просветительских программ, отражающих позитивные процессы развития взаимодействия и существующие проблемы;
поддержки информационных ресурсов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, участвующих в деятельности общественных советов при органах внутренних дел;
информационной поддержки деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению во взаимодействии с органами внутренних дел;
информирования общественности о взаимодействии органов внутренних дел с общественными организациями в осуществлении деятельности, направленной на защиту прав и свобод человека и гражданина;
разработки современных критериев информационной открытости органов внутренних дел и механизма их практической реализации;
совершенствования открытых информационных ресурсов, отражающих всю информацию о направлении, формах, методах и результатах взаимодействия, повышения их содержательного уровня и удобства использования.
4.5. Популяризация среди сотрудников органов внутренних дел,
участников общественных объединений и иных негосударственных
некоммерческих организаций необходимости взаимодействия
осуществляется за счет:
издания и распространения информационных бюллетеней, тематической литературы и других источников информации о деятельности общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
включения информации о целях, задачах, направлениях, формах и методах взаимодействия в изучаемые дисциплины учебных заведений органов внутренних дел, в программу обучающих семинаров, проводимых общественными и иными некоммерческими организациями в рамках гражданского обучения;
участия в мероприятиях (лекциях, конференциях, «круглых столах», семинаров, совещаниях и т.д.), тематика которых связана с вопросами сотрудничества органов внутренних дел с институтами гражданского общества.
V. Механизм реализации основных направлений развития взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества
5.1. В целях обеспечения участия представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в разработке проектов концепций развития органов внутренних дел, ведомственных нормативных правовых актов, целевых программ при органах внутренних дел создаются общественные советы, а также иные консультативные и совещательные органы (рабочие и экспертные группы).
5.2. В целях обеспечения учета общественного мнения в своей работе органами внутренних дел по инициативе участников взаимодействия проводятся общественные обсуждения наиболее важных проблем, возникающих в сфере деятельности органов внутренних дел и затрагивающих права и законные интересы человека; приглашаются представители общественных организаций для выступления на открытых совещаниях органов внутренних дел по подведению итогов работы.
5.3. В целях повышения уровня безопасности личности, общества и государства, воспитания у населения активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в раскрытии преступлений и правонарушений, органы внутренних дел в установленных законом порядке взаимодействуют с добровольными народными дружинами, оперативными отрядами, казачьими общественными формированиями, частными охранными предприятиями, детективными агентствами и другими структурами правоохранительной направленности, совместно осуществляют профилактические мероприятия, в том числе, по предотвращению правонарушений в быту, в отношении женщин и несовершеннолетних;
5.4. В целях реализации интеллектуального, информационного и организационного ресурса институтов гражданского общества используется заключение различных соглашений, меморандумов, договоров как общего характера, так и по конкретным направлениям взаимодействия.
5.5. В целях создания режима делового партнерства для выработки взаимоприемлемых решений в вопросах укрепления законности и общественного порядка, обеспечения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел организуются систематические рабочие встречи руководителей подразделений органов внутренних дел с представителями гражданского общества, а при необходимости оказывается консультативная помощь в использовании материалов о деятельности органов внутренних дел.
5.6. В целях оказания социальной помощи населению сотрудники органов внутренних дел совместно с представителями гражданского общества принимают участие в деятельности специализированных социальных служб (кризисные центры, многопрофильные центры, телефоны доверия и т.д.).
5.7. В целях повышения информированности населения об оказываемых социальных услугах, участниками взаимодействия организуются и проводятся совместные мероприятия, создаются условия для привлечения средств массовой информации к освещению информации о социально значимых и общественно полезных проектах и программах, реализуемых участниками взаимодействия.
5.8. В целях повышения эффективности совместной работы для сторон взаимодействия создается открытый банк данных с информацией о реализуемых формах и направлениях сотрудничества органов внутренних дел с институтами гражданского общества, их возможностях, реализуемых мероприятиях, опыте совместной деятельности, существующих проблемах, иной информацией, касающейся вопросов взаимодействия.
5.9. В целях получения объективного результата изучения общественного мнения по проблемам, относящимся к сфере деятельности органов внутренних дел, используются возможности общественных организаций, профессионально занимающихся данными исследованиями.
5.10. В целях материальной поддержки общественных организаций используется практика предоставления им «площадок» для проведения организуемых ими тематических семинаров, конференций, «круглых столов» и других мероприятий по проблемам, связанным со сферой деятельности органов внутренних дел,
5.11. В целях более глубокого понимания позиций сторон взаимодействия и имеющихся проблем организуются совместные конференции, семинары, «круглые столы», в рамках которых анализируется практика взаимодействия органов внутренних дел с различными институтами гражданского общества и имеющиеся проблемы.
5.12. В целях реализации принципа прозрачности и открытости в деятельности органов внутренних дел на официальных Интернет-сайтах МВД России, собственных Интернет-сайтах региональных органов внутренних дел создаются специальные разделы, отражающие текущую и перспективную информацию по вопросам взаимодействия с институтами гражданского общества.
5.13. В целях повышения уровня правовой грамотности в вопросах осуществления взаимодействия организуется изучение сотрудниками органов внутренних дел России нормативных правовых и иных актов МВД России, регламентирующих вопросы взаимодействия с институтами гражданского общества в рамках преподавания учебных дисциплин, в форме служебной подготовки и гражданского обучения.
5.14. В целях развития личности участников взаимодействия, пропаганды здорового образа жизни организуются совместные мероприятия духовно-нравственного, культурного и спортивного характера.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции позволит:
активизировать процессы самоорганизации гражданского общества и развития общественного контроля в сфере деятельности органов внутренних дел;
улучшить качество оказываемых населению государственных услуг в области правоохраны и безопасности жизни граждан;
повысить степень гарантированности прав и свобод граждан в сфере деятельности органов внутренних дел,
поднять уровень доверия к органам внутренних дел со стороны населения;
создать условия для качественного изменения подхода к борьбе с преступностью;
стимулировать создание эффективного механизма взаимодействия с институтами гражданского общества, обеспечивающего успешное выполнение задач, возложенных на органы внутренних дел;
обеспечить открытость принятия решений и высокую степень их общественной поддержки;
повысить уровень правовой основы взаимоотношений правозащитных организаций гражданского общества и органов внутренних дел;
улучшить качество принимаемых правовых документов, регулирующих отношения в сфере деятельности органов внутренних дел, их действенность за счет использования экспертных ресурсов гражданского общества;
точнее определять приоритетные направления деятельности органов внутренних дел;
распространять положительный опыт, наиболее эффективные формы и методы взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества.
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ
В связи с массовыми задержаниями 26 марта 2017 года на митингах против коррупции Правозащитный совет требует прекратить административное и уголовное преследование участников акций по всей стране.
Адвокаты, участники Правозащитного совета, представляют интересы пострадавших от пыток в Карелии. Заявление с требованиями к ОНК Карелии, Уполномоченным по правам человека России и Карелии, Генеральному прокурору РФ и Председатель СК РФ воздействовать на ужасающую ситуацию.
Подписаться Отказаться |